Калмыки — потомки монгол, которые в 17 веке поселились в степях между Доном и Волгой, образовав свое ханство. Но как они попали на берега Волги?

Как ни странно, из Монголии. А точнее, из Джунгарии — ханства, некогда объединявшего земли Восточного Казахстана, Северо-Западного Китая, Монголии и Южной Сибири. Часть западных монголов или, как они себя называли, ойратов, спасаясь от междоусобиц и в поисках зеленых пастбищ откочевали сначала в Западную Сибирь, а оттуда — к северу Каспийского моря.

Из предгорий Тибета кочевники принесли свою религию — буддизм: они строили на новых землях монастыри-хурулы и поддерживали связь с Далай-ламой. За это соседи-татары прозвали их калмыками, что значит «отделившиеся» — то есть те, кто не принял ислам.
Немного истории
Ойраты считали себя наследниками Чингисхана: в эпоху завоеваний они шли в авангарде великой армии. В Калмыкии, кстати, до сих пор празднуют его день рождения, а в поселке Привольный установлен единственный в России памятник полководцу.

40-тысячная конница лихих воинов-ойратов, вооруженная луками и копьями, была желанным союзником. Поэтому калмыки вошли в состав Российского государства в 1609 году на исключительных условиях: без дани и прочих повинностей, взамен на оборону юго-восточных рубежей, от Каспия до Причерноморья. В Смутное время Калмыцкое ханство стало своеобразным щитом, оберегавшим православный мир от османов, персов и крымских татар.

Для устрашения противника калмыцкие воины, обнаженные по пояс, обмазывали кровью себя, боевых коней и верблюдов. Зрелище поистине жуткое!

По легенде, выкрик «ура!» произошел от калмыцкого «уралан!», что значит «вперед!». Боевой клич, с которым ойраты шли в атаку, донесся до Петра I, однако тот услышал лишь первые три буквы и решил заменить ими французский «виват!».
Самое мощное войско
Калмыки прошли все русско-турецкие войны, сражались в Северной войне и битве под Полтавой, и вплоть до прихода к власти Екатерины II чувствовали себя вполне свободно. Однако императрице пришлась не по нраву их излишняя вольность. Новые ограничения прав, в свою очередь, пришлись не по вкусу калмыцкому хану, который собрал армию, знать и духовенство и решил вернуться на свою историческую родину — Джунгарию.

Волгу перешли не все: кто-то утонул, кто-то вынужден был остаться. Из 150 тысяч совершивших исход до Монголии добрались меньше половины. Однако желаемой независимости калмыки так и не получили: Джунгарское ханство к тому времени было захвачено и разорено китайцами. Сегодня потомки тех калмыков проживают на северо-западе Китая. Оставшееся Калмыцкое ханство было упразднено в том же году, получив свою независимость уже при Ленине.
Побег в Джунгарию
Зимой 1943 года, в разгар Второй мировой, калмыкам вновь предстояло покинуть свои земли, на этот раз — из-за сталинских репрессий. Целый народ обвинили в том, что некоторые его представители во время оккупации Элисты перешли на сторону нацистской Германии.

Привыкших к вольной степной жизни калмыков депортировали в холодных деревянных вагонах для скота в суровые для них районы Урала и Сибири. Изгнанию подверглись более ста тысяч человек, из которых только в первые два месяца погибло 13 тысяч.

Калмыкию стерли с лица земли. Ее территории поделили между собой Астрахань и Сталинград, а Элисту переименовали в город Степной. Вернуться изгнанникам разрешили лишь спустя 14 лет. Потомков великих воинов после тяжелой ссылки на родине ждали разрушенные войной дома.

В память жертвам этой трагедии в Элисте на вершине рукотворного кургана установлен мемориал Эрнста Неизвестного «Исход и возвращение».
Исход и возвращение
Калмыкия — центр европейского буддизма. Свою религию калмыки привезли еще из Монголии, сохранив приверженность тибетскому направлению и школе Гелугпа — так называемой «желтой вере», которой принадлежит и духовный лидер Тибета Далай-лама XIV, трижды посетивший республику.

И сегодня Калмыкии довольно много верующих, особенно — среди старых родов. Еще во времена ханства у местной аристократии было принято строить фамильные храмы. Теперь же родовыми хранителями стали ступы. В них помещают глиняные фигурки, драгоценности, горсти земли, семейные реликвии и мантры. Считается, что участники закладки ступы уже не переродятся в низших мирах.
Последователи Будды
На воротах храмов, возле ступ и других культовых сооружений ты увидишь тысячи разноцветных флажков с изображением священных животных и текстами молитв. Их называют лунгта — «кони ветра»: считается, что ветер, развевая полотна, читает написанные на них мантры. Флажки продаются в хурулах и буддийских лавках: напиши на нем свое имя и имена близких и повесь как можно выше.
Белые хадаки — ритуальные шелковые шарфы, которые дарят в знак уважения и пожелания удачи. Их также часто повязывают около сакральных мест. Хадак может быть любого цвета — красного, зеленого и даже черного, однако белый встречается чаще всего. Для калмыков это цвет счастья и удачи, поэтому здесь часто можно услышать пожелание «белой дороги».
Кони ветра и белые хадаки
Одна из особенностей калмыцкого буддизма — тесная связь с шаманизмом и языческими культами. До прихода веры в перерождения ойраты поклонялись Вечному Синему Небу и Земле как признакам мужского и женского начал. Эта религия носила название тенгрианство («тенгр» значит «небо»), а одним из ее последователей был Чингисхан. Проповедуя жизнь в гармонии с собой и миром и важность духовного развития человека, тенгрианство легко нашло точки соприкосновения с буддизмом и остается актуальным по сей день.
Культ неба
Прежде чем войти в храм, прокрути все красные барабаны. Внутри спрятаны свитки с мантрами: вращая эти буддийские молитвенные барабаны-кюрде, ты словно читаешь тысячи молитв.

В храм входи босиком (захвати носки!), без головных уборов. Дамам нужны юбки, часто их можно взять при входе. Выходим спиной вперед, чтобы не поворачиваться к статуе Будды.

Для молитвы нужно сложить ладони, зажав ими согнутые большие пальцы. Ладони — это цветок лотоса, пальцы — трон Будды. Касаемся лба — просим благословения ума, затем рта — благословения речи и в конце — груди, благословляя сердце.
Самая известная мантра — «Ом мани падме хум», в вольном переводе она означает: «Пусть наши ум, тело и речь будут подобны Будде».

Молитвы дополняют простирания: нужно лечь на пол в полный рост, коснуться лбом пола и подняться обратно, затем пройти расстояние своего тела и повторить ритуал. Некоторые монахи таким образом совершают обход вокруг храмов.

Вместо свечей в храмах можно зажечь лампаду. Сгорающий фитиль в топленом масле символизирует эго в череде перерождений, а огонь — божественную мудрость.

В храм можно взять подношения — сладости, фрукты, плиточный чай или сливочное масло. При желании их заменит денежный перевод на Сбербанк-онлайн.
7 советов по посещению буддистского храма
Праздники
У калмыков свой Новый год, который отмечается незадолго до нашего. Точная дата каждый раз рассчитывается по лунному календарю. Праздник называется Зул, в переводе — «лампадка»: в этот день принято зажигать много света. Огонь считается подношением Солнцу в знак благодарности за тепло.

В этот день отмечают день рождения Вселенной и всех калмыков: не важно, кто когда родился — в Зул все прибавляют себе год.

Накануне праздника проводят обряды. Из крутого теста делают лодочку, похожую на перевернутую Луну, в которой прячется Солнце, — символы женского и мужского начал. Внутрь ставят свечи или стебли пшеницы, по количеству лет всех членов семьи плюс еще несколько — для продления жизни.

Новогодний стол принято накрывать традиционными лакомствами — печеными пирожками борцоки, пельменями «бёриги» и соленым чаем с маслом.
Зул: калмыцкий Новый год
Весной степи Калмыкии напоминают цветочные поля Голландии. Дикие тюльпаны заполняют все вокруг. Первыми зацветают белые тюльпаны, напоминающие подснежники — степь будто покрывается живым снегом. Затем цветут желтые, с острыми лепестками, а финальным аккордом выступают алые.

Каждый год в середине апреля в Калмыкии проводится фестиваль тюльпанов. В программе — калмыцкие танцы, соревнования по стрельбе из лука, мастер-классы о народных ремеслах и историческая реконструкция, традиционная кухня и концерт мастеров искусств республики.

Фестиваль проходит вблизи Элисты, с оборудованными местами для кемпинга, парковки и юртами с блюдами национальной кухни и сувенирами. А вот тюльпаны на память забирать не стоит: за каждый сорванный цветок придется заплатить 5 тысяч рублей.

Следи за новостями в Инстаграме: @tulip_fest
Русская Голландия
Местная кухня точно отражает нужды кочевого народа. Она калорийна, чтобы насытиться на весь полевой день, проста, чтобы можно было быстро приготовить обед после долгого пути из подручных продуктов, и еда не портится во время переходов.

Калмыцкая кухня — это 80% баранины и 20% молока. Иногда они встречаются в одном блюде.
Кухня
Дотур — самый известный калмыцкий суп из бараньих субпродуктов: почек, печени, легких и рубца. Сытное кушанье было любимой пищей ойратских воинов. Раньше блюдо заправляли кровью и молоком, прежде чем поставить на огонь. В Калмыкии можно услышать местный хит, прославляющий этот деликатес, — «Я люблю дотур».

Махан — золотистый бараний бульон с мясом на косточке, картошкой и полукольцами лука. Часто его едят, когда болеют, так как он быстро восполняет силы.
Хурсн махан — жареная домашняя лапша с мясом, простое и сытное блюдо, напоминающее лагман.

Кюр — мясо барана, запечённое в его желудке. Вынужденные проводить все время в степи калмыцкие пастухи придумали закладывать баранину в вырытую яму, предварительно прогретую жженым навозом, сверху укрывать золой и оставлять на сутки. Мясо получалось невероятно нежным!

Семджин — жареная баранья печень в жировой прослойке, заменяющей масло и оттеняющей сухость мяса.

Бёрики — калмыцкие пельмени. Похожи на манты размерами, но отличаются формой и начинкой: для бёриков используют свино-говяжий фарш, а для мантов — рубленую баранину.
Горячее
Чигян — кисломолочный продукт из коровьего молока на закваске, по вкусу напоминающий кефир. Его издревле использовали в лечебных целях: благодаря особым ферментам он улучшает работу желудка, органов дыхания и пищеварения. Свежее же молоко калмыки и монголы никогда не употребляли, поскольку оно быстро портилось.

Ааруул — сушеный творог, который готовится из любого молока с добавлением сахара и может храниться больше года, не теряя своих качеств. По вкусу чем-то напоминает сырники.

Джомба — чай с молоком, маслом и солью, привезенный калмыками с предгорий Тибета. Соленый напиток тонизирует и утоляет жажду в жару, а масло согревает и надолго насыщает зимой. Местные любят рассказывать, как джомбу попробовал Пушкин по дороге на Кавказ — и позже в своих письмах признался, что ничего гаже он не пил. Все дело в том, что в те годы в хозяйстве зачастую был лишь один котел, в котором готовили все блюда, в том числе чай, а в напиток нередко добавляли бараний жир и даже ребра. Так что не бойся попробовать джомбу — сейчас ее вкус уже не так специфичен.
Арака — калмыцкая водка из чигяна — кислого молока. Крепость зависит от количества перегонок: одна — 10%, две — 20%. Напиток сложен в приготовлении и дорого стоит: на один литр водки требуется 70 литров молока.
Молочное
Борцоки — печеные пирожки, по вкусу напоминающие пончики, а по форме — крендельки. Пожалуй, единственная сладкая выпечка калмыцкой кухни, помимо более пресных лепешек.
Хог тосн — десерт из тушеных в сметане груш или яблок, похожий на варенье. Идею этого блюда калмыки подсмотрели у казаков и слегка ее доработали.
Сладкое
Калмыцкая кухня № 1
Попробовать: дотур, бёриги, ягненка на косточке, ханский сет
Адрес: ул. Ленина, 200
Сайт: kalmyk-kitchen.ru
Ресторан «Легенда»
Попробовать: кюр (здесь его готовят на кухне, а не в степи)
Адрес: ул. Ленина, 11к3
Сайт: legenda08.ru
Ресторан «Уралан»
Попробовать: стейк из верблюжатины или конины, «походный рацион ойратского воина» с сушеным творогом, хог-тосн и калмыцкую водку
Адрес: ул. им. Номто Очирова, 9
Сайт: uralan.org
Этно-кафе «Церен»
Попробовать: махан, семджин, джомба
Адрес: на выезде из города, в юрте напротив Старого хурула (46.286 654, 44.229 689)
Рестораны местной кухни в Элисте
Что привезти?

 — Кожаную сумку или кошелек с восточным орнаментом.
 — Жилет, шапку или варежки из шерсти яка — гипоаллергенны и долго сохраняют тепло.
 — Худи с тибетскими мантрами.
 — Войлочные шахматы с фигурками-ойратами.
 — Шоппер с местными принтами.
 — Традиционные головоломки.
 — Украшения: серьги в этническом стиле, броши с тюльпанами и цветами лотоса.
 — Щелковый платок со степными мотивами.
 — Валяные чуни — теплые домашние угги.
 — Бортху — калмыцкую кожаную флягу.
 — Куклу в национальном костюме.

Помимо этого, можешь приглядеться к картинам и посуде с национальными узорами. В Калмыкии нет своих производств — все товары делают вручную или доставляют из Монголии.
Сувениры
Souvenir House — большой выбор сувениров на все случаи жизни.
Адреса: ул. Юлии Нейман, 1, ТЦ «Романтика»
ул. Ленина 245А, кибитка «ТУГ» (напротив церковной лавки)
Инстаграм: @souvenir_house_elista
Amyrkhan — одежда в стиле тай-дай и не только.
Адрес: ул. Юлии Нейман, 1, ТЦ «Романтика»
Инстаграм: @amyrkhan_brand
Максот Dream — магазин оригинальных подарков.
Адрес: ул. Ленина 280
Инстаграм: @maksotdream
Галерея художников и мастеров народного декоративно-прикладного искусства — здесь продают картины, куклы и украшения из серебра,
Адрес: ул. Н. Очирова, д. 9, РЦ «Уралан»
Сайт: uralan.org
Souvenirs — лавка буддиских товаров.
Адрес: ул. Номто Очирова, 7А
Где купить?
Наши путеводители: