Основанная выходцами из Воронежской губернии Элиста стала городом меньше ста лет назад. И по сей день региональный центр Калмыкии — совсем небольшой: торопливый турист пробежится по ключевым точкам за день. Но вдумчивый путешественник найдет в этом выросшем посреди степей городке ключик к сердцу целой нации. В Элисте переплелись традиции кочевников и буддизм, советское наследие и современные проекты, отражая всю сложность и богатство истории калмыков.
Из-за непростой судьбы региона здесь не сохранилось ни одного старинного культового сооружения. Для калмыков возведение главного храм Элисты символизировало единение республики и возрождение ее народа. Духовный лидер буддистов — Далай-лама XIV — лично освятил место для хурула и утвердил его эскизный проект. Строительство велось исключительно на пожертвования и было закончено в рекордные сроки — всего за 9 месяцев. Храм открыл свои двери для прихожан и туристов в декабре 2005 года — к годовщине депортации калмыков в Сибирь и калмыцкому новому году.
Или загляни в музей на цокольном этаже, посвященный истории буддизма, где представлены архивные фотографии, монашеская одежда, предметы искусства и уникальная коллекция масок божеств. Вход — за пожертвование, рекомендованная сумма — 50−100 рублей.
Центральный хурул — так называют в Калмыкии буддистсике храмы — видно даже из-за города. Белоснежная постройка с золотистым шпилем — самое высокое здание в Элисте (63 метра) и самое большое буддистское сооружение в Европе.
У центрального хурула семь уровней, у каждого из которых — свое назначение. Для мирян открыты только первые три, а на верхних расположены административные и хозяйственные помещения, комнаты монахов, кабинеты администрации и резиденция самого Далай-ламы XIV.

Ты точно не пропустишь просторный молельный зал, расписанный художниками из Тибета и Непала. В его центре возвышается 9-метровая статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни — вторая по величине в России. Ежедневно с 9:00 до 10:30 здесь проводится молебен о благополучии калмыцкого народа и всех живых существ. Его будет интересно посетить тем, кто хочет глубже проникнуться буддийской культурой.
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Золотые ворота (по-калмыцки — Алтн Босх) встречают туриста при прогулке к центру города. Они символизируют священный порог, переступая который, ты духовно очищаешься. Под звон колокольчиков здесь принято загадывать желание.
15-метровая металлическая конструкция выглядит воздушно благодаря изогнутой крыше и ажурным вставкам. Арку украшают 28 картин по мотивам жизни калмыцкого народа: здесь можно узнать степных обитателей и калмыцких богатырей из народного эпоса «Джангар», сцены возникновения Великого шелкового пути и становления Золотой орды.
Золотые ворота
Как и во многих городах, главная площадь в Элисте названа именем Ленина. Но вместо мирового вождя пролетариата здесь возвышается красная башня с драконами на крыше — Пагода Семи Дней.
Изящная постройка символизирует круговорот и цикличность жизни, семь ярусов крыши — число пришедших в мир Будд, а устремленный в небо шпиль — их просветление и выход из круга сансары. Внутри установлен 50-тонный молитвенный барабан кюрде, в котором лежат 75 миллионов свитков с мантрами. Прокрутив его по часовой стрелке трижды, ты словно прочтешь все их разом. Текст этой молитвы во благо всех живых существ написан на самом барабане на трех языках — санскрите, старокалмыцком и тибетском.
Прежде на месте пагоды действительно стоял монумент Владимиру Ленину, открытый в честь его 100-летнего юбилея. Изначально он смотрел лицом на Дом советов. Но в 1995 году на аллее по пути к арке установили статую Будды Шакьямуни — первую в Европе, расположенную не в храме. Тогда политического лидера развернули на 180 градусов, чтобы он не стоял спиной к духовному. А в 2004 году памятник Ленину и вовсе перенесли вглубь площади его имени.

Двумя годами позже ее украсил фонтан «Три лотоса» в виде мраморной чаши с тремя золотыми бутонами. Этот цветок, сохраняющий чистоту даже в болоте, считается символом буддизма и Калмыкии.
Центральная площадь
Буддисты верят, что ступы — религиозные сооружения, напоминающие по форме колокольчики — обладают магической силой и помогают достичь гармонии и счастья. Ступы Просветления — один из восьми их видов, символизирующий, как можно догадаться из названия, преодоление всех препятствий и полное освобождение от страстей.
Установленная в Элисте в 1999 году Ступа просветления стала первой в Калмыкии. Ее высота в 11 метров — рекорд для европейской части России. Загляни внутрь, в медитационную комнату, чтобы прокрутить заполненный 50 миллионами мантр барабан и полюбоваться красочными росписями на стенах, выполненными признанным мастером тибетской живописи из Индии.
Ступа Просветления
В 1998 году Элиста была избрана местом проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады. Такая честь выпала городу потому, что первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов также руководил Всемирной шахматной федерацией. Чтобы достойно принять международные соревнования и гостей из почти 130 стран, глава республики решил построить шахматную олимпийскую деревню. Имя ей дали на английский манер — City Chess (Сити Чесс) или Город шахмат.
Город Шахмат напоминает европейский коттеджный поселок: аккуратные домики, рестораны, отель и дворец бракосочетаний. Но самое интересное — десяток памятников, посвященных одной из древнейших настольных игр: например, ушастая пешка или шагающий по шахматной доске слон. В центре микрорайона расположен Дворец шахмат в форме юрты, где раньше работал Музей шахмат.
Местные жители в шутку прозвали микрорайон Нью-Васюками — мегаполисом, в который превратился бы городишко Васюки благодаря шахматному клубу Остапа Бендера. Но в отличие от замысла литературного героя, калмыцкий проект удалось реализовать даже в непростые для всей страны 90-е годы. Сити Чесс стал городом в городе, со своим гимном, гербом, уставом и другими атрибутами муниципального образования. «Сотни тысяч богатых иностранцев», как пророчил великий комбинатор, сюда не хлынули — но Город шахмат посетили голливудские звезды Чак Норрис и Стивен Сигал.
Город шахмат (Сити Чесс)
Памятник «гениальному проходимцу» посреди калмыцких степей появился год спустя после проведения в Элисте шахматной Олимпиады — и стал первым памятник этому литературному герою в России. Скульптура, окруженная двенадцатью стульями со столами, в точности повторяет описание облика Остапа: «…Бездомный бродяга, не имеющий холодной весной ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви…». Нос великого махинатора слегка побелел: туристы верят, что если потереть его, встав Остапу на ботинок, и загадать желание, оно сбудется.
Три из девятиэтажек вокруг памятника украшают муралы. На одном изображены самка сайгака и сайгачонком на водопое, которые видят в воде отражение убитого браконьерами ради ценных рогов отца. Второй рисунок посвящен Герою России Наталье Качуевской. Во время Великой Отечественной войны санинструктор спасла двадцать раненных возле калмыцкого села Хулхута, подорвав себя вместе с фашистскими автоматчиками. Третий стрит-арт посвящен герою калмыцкого эпоса — богатырю Джангару.
В Элисте ходит легенда, что еще один памятник «сыну турецкоподданного» должен был появиться в городе его хрустальной мечты — Рио-де-Жанейро. Построивший Город шахмат президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов хотел воплотить мечту Остапа и даже купил для этого участок земли в Бразилии, но чем кончилось дело — неизвестно.
Памятник Остапу Бендеру
В 1943 году более 100 тысяч калмыков были депортированы Сталиным на Урал и в Сибирь из-за того, что представители народа якобы становились пособниками фашистских захватчиков. Об этой трагедии напоминает монумент «Исход и возвращение», подаренный калмыкам прославленным скульптором Эрнестом Неизвестным. В бронзовом монолите застыли символы борьбы за жизнь угнетенного народа — табун лошадей, расцветающий лотос, голова Будды и спящий ребенок.
Памятник установлен на вершине рукотворного кургана. Подняться к нему можно по спиральной дорожке, повторяя обряд обхода хурула — по часовой стрелке. У подножия кургана в одном из деревянных вагонов, в котором калмыков увозили с родины в 1943 году, открыт Музей депортации. Четырнадцать гранитных столбиков вдоль ведущей к вагону железной дороги напоминают о каждом годе изгнания.
Монумент «Исход и возвращение»
Этот небольшой музей истории и культуры Калмыкии вырос из частной коллекции патриота своего народа Басана Захарова, которые больше двадцати лет бережно собирал калмыцкие артефакты. Временная выставка, открытая им в 2016 году, превратилась в постоянную экспозицию и пополнилась отданными в дар реликвиями других горожан.
Старинных экспонатов здесь совсем немного: калмыцкое наследие погибло в годы депортации. «Когда в Сибирь выселяли, калмыки сдавали свои вещи за бесценок, лишь бы булку хлеба и воды на остановке поезда получить», — с горем говорит основатель музея. Зато реплики экспонатов можно трогать: примерять мужские и женские платья, фотографироваться в воинских доспехах и пробовать разгадать калмыцкие головоломки.
Экскурсовод расскажет о том, чем отличались калмыцкие шахматы от традиционных, почему калмычки прятали косы, в чем крылся секрет боевых успехов местных лучников и во что народ верил до принятия буддизма. Отдельная галерея посвящена духовным символам калмыков — узорам, которые ты еще не раз встретишь, гуляя по городу.

Стоимость билета — 150 рублей, экскурсия входит в цену.
Музей «Уникальная Калмыкия»
Этот музей, как и предыдущий, интерактивен: тут можно примерять наряды, разгадывать старинные головоломки и услышать, как играют на домбре — двухструнном национальном музыкальном инструменте. За дополнительную плату здесь проводят мастер-класс по калмыцкой каллиграфии.
Увы, калмыцкий язык сейчас почти не используется, хотя его и учат в школе. Из-за непривычного для западного уха звучания он стал основой для языка расы эвоков в киноэпопее Джоджа Лукаса «Звездные войны».

Стоимость билета — 300 рублей, мастер-класс по письменности — 300 рублей.
«В 2009 году путешественник Федор Конюхов и его соратник, член РГО и калмык Юрий Сангаджиев решили повторить путь калмыков, мигрировавших из Улан-Батора в Элисту. Они организовали Международную научную экспедицию „По следам Великого шелкового пути“ и преодолели расстояние в 7 тысяч километров только на верблюдах и конях. В ходе экспедиции Юрий Сангаджиев собрал десятки интересных экспонатов, которые и легли в основу экспозиции. Она располагается в трех юртах и знакомит с бытом кочевых народов — не только калмыков, но и их степных соседей».
Интерактивный музей кочевых народов
Увидеть элистинские спектакли будет любопытно не только театралам. Здесь помимо привычных Гоголя и Шекспира ставят произведения местных авторов, которые знакомят с историей и культурой Калмыкии. Например, спектакль «Я — Будда!» рассказывает историю основателя одной из трех мировых религий — Будды Шакьямуни, а постановка «Братья-калмыки…» основана на романе-хронике основоположника калмыцкой литературы Антона Амур-Санана.
Национальный драматический театр им. Б. Басангова
Наши путеводители: